Идентификаторы хладагента Печать
Написано: Administrator   
Пятница, 08 Июнь 2012 00:00


Идентификаторы (анализаторы) хладагентов


Решения Монреальского протокола (сентябрь 1987 г.), коренным образом изменили подход к традиционным озоноразрушающим хладагентам, и, начиная с 90-х годов на одно из первых мест вышел вопрос об опасности изменения климата и сохранения эмиссии парниковых газов, вызванной применением таких хладагентов. Протокол вступил в силу с 12 января 1989 г. К нему присоединились 184 государства, в том числе и Россия.

С этого момента началось повсеместное применение хладагента R134A, которым стали заменять озоноразрушающий R12. Существующие холодильные системы, в том числе и автокондиционеры стали переводить (делать ретрофит) на новый озонобезопасный хладагент. А с 1994 г. все автокондиционеры стали выпускаться на R134A.

Для обслуживания автокондиционеров за рубежом уже долгое время широко применяются полуавтоматические и автоматичекие станции для заправки автокондиционеров. Расчитаны они были для одного вида хладагента. Либо для R12, либо для R134A. Хотя встречались и модели которые могли работать с двум хладагентами (например Robinair 17800B).

Длительное время парк автомобилей с кондиционерами включал в себя как А/С с R134A, так и с R12 (включая многочисленные типы временных заменителей R12R406A, R401A, R401B, R409A , R409B и другие). Тогда стал вопрос — как отличать хладоагенты при обслуживании и заправке А/С ? Зачастую в систему кондиционирования заправлялся не тот хладагент, какой обозначен на наклейке под капотом. А последнее время кроме того появились и фальсифицированные хладагенты. Ведь использование не того хладагента, а тем более его фальфификата грозит фатальными последствиями как для самой системы кондиционирования, так и для оборудования, его обслуживающего. О этом было рассказано в статье «О некачественном хладагенте».

Для того, чтобы избежать «перекрёстного» загрязнения хладагентами систем кондиционирования, в начале 90-х годов и были выпущены идентификаторы хладагента. Понятие «перекрёстное загрязнение» подразумевает не только возможность загрязнения при применение ёмкости с хладагентом, не подходящего для конкретной системы кондиционирования, но и загрязнения,которые могут передаваться от системы к системе через сервисное оборудование (заправочная станция), которое могло быть загрязнено при обслуживании систем с другим хладагентом.

В основу принципа работы этих приборов положены широко применяемые в газоанализе инфракрасные недисперсионные технологии (NDIR). Как и видимый свет, инфракрасное излучение является частью спектра электромагнитного излучения. Большинство веществ поглощают инфракрасный свет с определённой длиной волны. Длина волн инфракрасного излучения поглощаемого определённым материалом, называется спектром поглощения. Все хладагенты имеют сходные спектры поглощения в диапазоне 7,5-14 мкм. В частности, R22 – 12,5 мкм, R12 – 11,3 мкм, R134 – 10,3 мкм, углеводороды — 3,14 мкм. Измеряя степень поглощения газа в определённой части инфракрасного спектра можно судить о концентрации того или иного вещества в газе. Воздух не содержит веществ, поглощающих инфракрасное излучение, поэтому в одних типах идентификаторов содержание воздуха программно вычисляется, считая воздух как разбавитель хладагента; в других воздух определяется путём измерения количества кислорода в парах хладагента, для чего такие идентификаторы оснащены дополнительным кислородным датчиком. Для более точного измерения при настройке многих типов идентификатора необходимо ввести в их память хотя-бы примерную высоту над уровнем моря места измерения. Но это описание упрощено, на самом деле алгоритм работы и устройство идентификатора гораздо сложнее.

До настоящего времени подавляющее большинство идентификаторов хладагента производится в США. Почти монопольно их много лет разрабатывает и выпускает компания Neutronics. И каким бы брендам не принадежали эти приборы, так или иначе почти все они произведены они этой компанией. Некоторое время идентификаторы производила компания Yokogawa Corp of  US. Но Yokogawa вскоре ушла с этого рынка, оставив после себя две прекрасные модели этих приборов, по некоторым параметрам до сих пор превосходящие многие современные идентификаторы хладагента, а по простоте использования, долговечности и надёжности не имеющих себе равных - Yokogawa GA500 и Yokogawa GA500 plus. Несмотря на то, что их производство прекращено, эти модели до сих пор очень популярны в США и Европе, даже бывшие в употреблении.

Рассмотрим некоторые типы наиболее популярных идентификаторов хладагента.

Robinair 16009 - DiscovR™

Robinair 16009 - DiscovR™

Эта модель идентификатора самая простая. Один канал измерения. Такие же устройства производит Mastercool ( Mastercool 69134-A), Neutronics ( Mini ID). Все они абсолютно идентичны и вероятнее всего выпускаются одним производителем под разными брендами. Идентифицирует только один хладагент — R134A. Прибор не имеет дисплея и оснащён светодиодной индикацией производимых операций и результатов измерения. А результата вего два — PASS (тест прошёл успешно, хладагент содержит не менее 95% R134A) и FAIL (менее 95% R134A). Так же может загореться светодиод EXCESS AIR – присутствие воздуха в хладагенте. Питание исключительно от аккумуляторной батареи автомобиля. Подключаться к системе можно только к порту низкого давления. Прибор был разработан как простое и более дешёвое (но не для нас) решение по защите от попадания загрязнённого хладагента в аппаратуру регенерации-рециркуляции для обслуживания автокондиционеров.



Robinair 16900

Neutronics ID JRRobinair 16900

 Это более сложный аппарат. Два канала измерения. Имеет так же торговое название CoolTech ID. Полный аналог этого прибора, отличающийся только формой и комплектацией (отсутствие сетевого адаптера) выпускает Neutronics (ID JR, Viper ID JR). Кстати, JR- в переводе с английского, означает «младший брат». Эргономика Robinair 16900 получше, чем у его «младшего брата». Во всяком случае, очень удобно держится в руках. ID JR лучше всего подвешивать на капот автомобиля. Имеет двухстрочный 16-ти значный ЖК-дисплей. Для более точного измерения в память необходимо записывать высоту над уровнем моря. Отображаемые разультаты - R134A PASS (98% и более R134A), R12 PASS (98% и более R12), FAIL CONTAMINATED (более 2% загрязнений другими хладагентами и примесями). Если хладагент определён как чистый, но содержит воздух, на дисплее так же отобразится фактическое содержание волдуха в парах хладагента в процентах. На дисплее так же отображаются производимые операции и подсказки пользователю. В комплекте есть шланг для отбора проб из баллона. Питание от аккумулятора автомобиля (12v). Возможно питание от сети 220v через специальный адаптер.




Robinair 16910

Наиболее массовый за океаном идентификатор хладагента. Стоит уже значительно дороже своего проедшественника Robinair 16900, но и возможностей имеет больше. Четыре канала измерения. Идентифицирует R12, R134A, так же пределяет содержание R22, углеводородов (пропан, бутан и другие...), воздуха. Оснащён звуковым сигналом при определении загрязнённого хладагента и наличия примеси углеводородов. Корпус и дисплей аналогичны Robinair 16900, но дополнительно имеет на лицевой панели зелёный и красный светодиоды загорающиеся в зависимости от положительного или отрицательного результатов анализа. Оснащён встроенным манометром, по которому можно судить о наличии давления в системе. Имеет LPT-порт, через который можно распечатать отчёт о анализе на принтере. Так же, как в Robinair 16900 на дисплее отображаются производимые операции и подсказки пользователю.

Отображаемые на дисплее результаты анализа:

PASS R134Aболее 98% R134A. Так же загорится зелёный светодиод PASS. На дисплее так же отобразится содержание R134A, а так же примесей (если они есть) R12, R22, углеводородов (HC) и воздуха.

PASS R12 – более 98% R12. Вся остальная индикация будет такая же, как и при определении R134A (смотрите предыдущий абзац).

REFRIGERANT FAIL – менее 98% R134A или R12. Загорится красный светолиод FAIL, прозвучит звуковой сигнал. На дисплее так же отобразится содержание R134A, R12, R22, углеводородов (HC) и воздуха.

Отличительной особенностью аппарата является наличие функции AIR PURGE, позволяющее пользователю выпустить излишнее количество воздуха, если идентификатор показал его наличие в системе. Для этого предусмотрен отдельный порт. Значение остаточного количества воздуха в % задаёт сам пользователь. Питание аппарата осуществляется от сети 220v.


Neutronics RI-2002PANeutronics RI-2002DFNeutronics RI-2002PA (DF)

Эту линейку профессиональных диагностических приборов фирма Neutronics выпускала как под своим брендом, так и брендами известных фирм-производителей инструмента США. RI-2002PA известен так же под марками как Viper Verifier Automotive Refrigerant Identifier Model No: 800600, Snap-On EEAC312B (Neutronics Deluxe Analyser ), RTI ID1000 Refrigerant Identifier System и другие. RI-2002DF более известен под маркой SNAP ON NEUTRONICS BLEND ID DELUXE Refrigerant DIAGNOSTIC TOOL (EEAC312C) . Оба прибора имеют четыре канала измерения и так же, как и Robinair 16900, имеют световую и звуковую сигнализацию, манометр, такой же дисплей, LPT-порт принтера, могут определять содержание R134A, R12, R22, углеводородов (HC) и воздуха. Корпус выполнен в виде удобного в транспортировке и хранении аксессуаров чемоданчика. Принципиальное отличие RI-2002DF от RI-2002PA в том, что RI-2002DF имеет несколько отличное от RI-2002PA программное обеспечение, позволяющее идентифицировать смеси-заменители R12, утверждённые Американской компанией Snap-on Incorporated . Из таких смесевых хладагентов у нас наиболее известен R406. RI-2002DF дополнительно оснащён функцией Air radicator, аналогичной функции AIR PURGE у Robinair 16910. Питание так же от сети 220v. В сущности, Robinair 16910 является логичным продолжателем этой серии идентификаторов, по функциям во многом повторяющем Neutronics RI-2002DF, но лишённый возможности идентифицировать смеси-заменители R12. Впрочем, в настоящее время эта функция становится всё менее востребована, так как оборудования где применяется R12 и его заменители становится всё меньше.



Ultima ID (Neutronics RI-2004DX(DXP))Ultima ID (Neutronics RI-2004DXP)

Последнее поколение автомобильных идентификаторов хладагента от фирмы Neutronics. В этой модели собрано всё лучшее, присущее предыдущим поколениям идентификаторов от этой фирмы, добавлены другие функции. Он уже не похож на своих старших собратьев. Его удобно держать за корпус двумя руками, свободно дотягиваясь пальцами до кнопок управления. Дисплей большой, графический 128х64 пикселя. На нём умещается много информации, практически не надо перелистывать страницы с помощью софт-кнопок. Особенно радует подсветка дисплея. По аналогии с другими идентификаторами имеет светодиодную световую и звуковую сигнализации. LPT-порт принтера отсутствует, так как имеется свой, встроенный термопринтер (только у Neutronics RI-2004DXP). При нажатии на софт-кнопку PRINT идентификатор печатает на термобумаге полный отчёт о анализе, на котором видно не только процентное содержание R134A, R12, R22, углеводородов (HC) и воздуха, но и перечисляются возможные смеси заменители , которые могут соответствовать именно этому составу анализируемого газа (R406 и другие). Скорость анализа тоже впечатляет — 30 секунд на калибровку, 30 секунд на анализ. Расширена возможность электропитания прибора от разных источников. В комплекте идёт кабель питания с клипсами для подключения к автомобильному аккумулятору (12v). Дополнительно можно приобрести адаптер для питания от сети 110-220v. В приборе предусмотрено место для установки собственной аккумуляторной Ni-Mg 12-ти вольтовой батареи. Её, как и зарядное устройство, так же придётся приобрести отдельно. Но с ней идентификатор приобретает существенную мобильность. Стоит упомянуть и большой чемодан для транспортировки и хранения, где очень удобно размещаются сам прибор и необходимые аксессуары.



Yokogawa GA500GA500 plusYokogawa GA500, GA500 plus

Удивительные, непохожие на другие идентификаторы выпускала некоторое время фирма Yokogawa Corp of US. Конструкция очень оригинальна, практична и чрезвычайно надёжна. Большой 4-х строчный дисплей способен уместить на себе всю необходимую информацию о этапах и результатах анализа, донести подсказки до пользователя. Управление очень простое — всего одна кнопка. Она же выполняет роль воздушного насоса для продувки сенсорной камеры при калибровке. Вся процедура анализа сводится к простому нажатию на кнопку по подсказке на дисплее. Для того, чтобы сделать повторный анализ хладагента не нужно отсоединять шланг от системы для калибровки прибора. Надо просто нажать на кнопку. Все остальные идентификаторы требуют отсоединять шланг от системы при калибровке. Цикл испытания — менее 60 секунд. Есть ещё одна кнопка, но её используют, чтобы отключить пронзительный звуковой сигнал, если прибор определит, что в хладагенте содержится избыточное количество горючих углеводородов, а так же отправки результатов анализа на печать через встроенный LPT-порт.

Помимо информативного дисплея и звуковой сигнализации есть ещё и световая -четыре светодиода — два зелёных для чистых R134A и R12 (более 98%), желтый- если в системе менее 98% R134A или R12, красный для индикации наличия горючих газов. Как и все аналогичные по классу приборы, GA500 и GA500 plus могут определять с точностью до 0,1% содержание R134A, R12, R22, углеводородов (HC) и воздуха. Но в отличие от других, Yokogawa способна ещё определить R124 и R142A. Сами по себе эти хладагенты не применяются, но их широко используют в различных смесях-заменителях. Таким образом, Yokogawa даёт возможность опытному диагносту более точно сделать идентификацию хладагента.

Отдельно заслуживания внимания и корпус. Сделанный из алюминиевых листов, с боковыми пластиковыми накладками, он напоминает наши военные радиостанциии, которые и после падения со скалы будут работать. Вообще, взяв прибор в руки сразу возникает чувство надёжности, прочности и долговечности. Такое впечатление, что их (особенно GA500) готовили не для гражданского, а для военного назначения. Надёжность соответствующая. Известен случай, когда на косметический ремонт в мастерскую поступил GA500, в памяти которого значился 5871 анализ.

Отличее GA500 plus от GA500 состоит в том, что GA500 plus несколько меньше по габаритам и весу, чем GA500, имеет крюк для подвески. Вдобавок более младший собрат может автоматически вносить поправки на высоту, чем обеспечивается более высокая точность измерения. Оба прибора могут брать электропитание от автомобильного аккумулятора 12v, для чего в комплекте, который помещается в небольшом чемоданчике предусмотрено наличие соответствующих аксессуаров. От сети переменного тока 220v можно работать через специальный адаптер.

  В этой статье рассмотрены не все приборы, в основном "автомобильные". А ведь даже их можно "приучить" идентифицировать большинство различных смесевых хладагентов, которые определять производитель идентификатора просто не научил. Но это уже другая история...

 (С) 2012 Ивлев Юрий. Компания Криоклимат.






LAST_UPDATED2